Они стояли на высоте русской мысли своего времени. Аксельрод Павел Борисович — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Аксельрод павел

Аксельрод, Павел Борисович, один из старейших деятелей русского революционного движения. В 1870-х годах принимал деятельное участие в народническом движении, а после распадения в 1879 году общества "Земля и Воля" на "Народную Волю" и "Черный Передел" примкнул к "чернопередельцам". Еще раньше А. бывал за границей, приобрел большие познания по истории социалистического движения на западе и принимал участие в журнале "Община". В начале 1880-х годов А. поселился за границей и помещал статьи в журнале "Вольное Слово". В 1883 году он вместе с Плехановым и другими лицами образовал первую социал-демократическую группу "Освобождение труда" и с тех пор работал непрерывно в рядах русской социал-демократии. А. принадлежит к так называемым "меньшевикам" и является сторонником блока революционных и оппозиционных сил для достижения в России ближайших политических целей.

  • - 1. Любовь Исааковна, философ и литературовед. В 1887-1906 в эмиграции во Франции и Швейцарии. С 1892 входила в марксистскую группу "Освобождение труда", возглавляемую Г. В. Плехановым...

    Русская энциклопедия

  • - Джулиус, американский биохимик. В 1970 г. Аксельрод разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине с Ульфом Сванте фон Эйлером и сэром Бернардом Кацем за работу по химии передачи нервных импульсов...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - Любовь Исааковна - российский, советский философ, педагог и литературовед. Окончила философский факультет Бернского университета. С 1903 - примкнула к меньшевистскому крылу российской социал-демократии...

    Новейший философский словарь

  • - Борисович российский политический деятель; один из основателей российской социал-демократии, деятель российского и международного рабочего движения; лидер меньшевиков...

    Политология. Словарь.

  • - Род. 1850, ум. 1928. Политический деятель, стоял у истоков российской социал-демократии и рабочего движения в России, лидер партии меньшевиков. Участник первых кружков "народников"...
  • - с.-д. меньшевик; сын еврея-корчмаря. С раннего возраста А. зарабатывал средства к существованию. Первой литературной работой А. была статья о положении еврейской бедноты в "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Горький в семье служащих. Окончил Запорожский машиностроит. институт...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - оперный певец; род. 1850, ум. 23 июня 1904 в Одессе. Пение изучал в СПб. консерватории у Корси, после чего пел в Харькове, Киеве, Одессе и др.; затем 11 лет в Москве, в Большом театре...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1927, ум. 1970. Актер театра и кино. Играл на сцене русских театров Киева и Тбилиси, БДТ. В кино дебютировал в 1955 г. . Сыграл в фильмах "Республика ШКИД", "Белое солнце пустыни"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Исполнитель авторской песни; родился 6 февраля 1953 г. Высшее образование получил в Москве. Учился в музыкальной школе при Консерватории в Москве. Живет и работает в Калуге...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 25 мая 1936 в Каменец-Подольске. Композитор. В 1959 окончил Кишиневскую конс. по кл. композиции Н. Лейба. В 1959-1960 преподавал муз.-теоретич. предметы в Слободзейском муз. училище...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - один из лидеров меньшевиков. Учился в Киевском университете. В 70-е гг. ‒ народник. С 1883 член марксистской группы «Освобождение труда». С 1900 один из редакторов «Искры» и «Зари»...
  • - рабочий, новатор производства, один из инициаторов освоения методов скоростной обработки металла. Член КПСС с 1947...

    Большая Советская энциклопедия

  • - участник российского революционного движения. С нач. 70-х гг. народник, член кружка "чайковцев". В 1883 Один из основателей группы "Освобождение труда". С 1900 член редакции "Искры". С 1903 Один из лидеров меньшевизма...
  • - российский актер, заслуженный артист России. Работал в русских театрах Тбилиси и Киева. В 1959-64 в Ленинградском Большом драматическом театре...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ри́вилис Павел Борисович, молдавский композитор, педагог. Опера, симфонические произведения, в том числе «Симфонические танцы» , «Унисоны» , «Бурдоны» , «Стихира» ...

    Большой энциклопедический словарь

"Аксельрод Павел Борисович" в книгах

Павел Борисович Луспекаев

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Павел Борисович Луспекаев Этот рассказ об одном из тех, кто помогал видеть, слышать и понимать, что такое справедливость, труд и красота душевная, о Павле Луспекаеве.Отгремели пушки Великой Отечественной войны. Я расстался с фронтовыми друзьями, вернулся в театральное

Анатолий Азарх . Письмо к Юлии Аксельрод в Нью-Йорк

автора Аксельрод Юлия Сергеевна

Анатолий Азарх . Письмо к Юлии Аксельрод в Нью-Йорк Москва, 18 ноября 1980Юля, привет! Не знаю, хватит ли у тебя терпения и времени разобраться во всех деталях этого романа в письмах, поэтому я изложу тебе то, что мне казалось интересным. Когда читаешь чужие любовные письма

Часть пятая Юлия Аксельрод Из записок последних лет

Из книги Мой дед Лев Троцкий и его семья автора Аксельрод Юлия Сергеевна

Часть пятая Юлия Аксельрод Из записок последних лет Где бы я ни жила после эмиграции из СССР – в США двадцать пять лет (с 1979 по 2004) или в Израиле (с 2004), на стенах моих бесконечно меняющихся квартир висят фотографии моих родных, которые так далеко от меня, так невероятно

Л.И. АКСЕЛЬРОД ИЗ ПРОШЛОГО

автора

Л.И. АКСЕЛЬРОД ИЗ ПРОШЛОГО В октябре 1901 года мною была получена телеграмма из Цюриха (я жила в Берне), которой меня приглашали немедленно приехать в Цюрих. Телеграмма была подписана Г. В Плехановым. Мне было известно, для какой цели меня вызывают в таком срочном порядке в

П. Б. АКСЕЛЬРОД ИЗ ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРЕГОВОРАХ С ЛЕНИНЫМ В 1895 ГОДУ

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

П. Б. АКСЕЛЬРОД ИЗ ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРЕГОВОРАХ С ЛЕНИНЫМ В 1895 ГОДУ Спустя несколько дней после отъезда «Учителя жизни» [Е. И. Спонти] ко мне приехал новый гость, тоже молодой человек, невысокого роста, довольно бесцветного вида. Представился:- Владимир Ульянов, приехал

Павел Борисович Мансуров (1795 – в 80-х)

Из книги автора

Павел Борисович Мансуров (1795 – в 80-х) Поручик лейб-гвардии конноегерского полка, член «Зеленой лампы», вращался в кругу веселящейся золотой молодежи, был большой любитель театра. Родственник Н. В. Всеволожского.Ухаживал за молоденькой воспитанницей театрального училища

Павел Борисович Ландо БАЙКОНУР В МОЕЙ СУДЬБЕ

Из книги Неизвестный Байконур. Сборник воспоминаний ветеранов Байконура [Под общей редакцией составителя книги Б. И. Посысаева] автора Романов Александр Петрович

Павел Борисович Ландо БАЙКОНУР В МОЕЙ СУДЬБЕ Родился в 1945 г. После окончания школы в 1963 г. поступил в институт им. Гнесиных в Москве. В звании рядового и младшего сержанта служил в 1964–1967 гг. на космодроме Байконур. Сегодня П. Б. Ландо - известный оперно-симфонический

Истинные интернационалисты: Каутский, Аксельрод, Мартов

Из книги автора

Истинные интернационалисты: Каутский, Аксельрод, Мартов Незадолго до Циммервальдском конференции вышла в Цюрихе по-немецки брошюра П. Аксельрода: «Кризис и задачи международной социал-демократии». В цюрихской газете «Народное Право»{34} появились затем две хвалебные

Как П. Б. Аксельрод разоблачает ликвидаторов

Из книги автора Аксельрод Альберт Юльевич

Алберт Аксельрод

Винник Павел Борисович (Интервью А. Драбкина)

Из книги автора

Винник Павел Борисович (Интервью А. Драбкина) стрелок 1374-го стрелкового полка 416-й стрелковой азербайджанской дивизииОдер мы форсировали по льду под Кюстрином. Мы отразили две очень сильные немецкие атаки, и там же, под Кюстрином был мой первый рукопашный бой. Именно

1850-1928), политический деятель, публицист. С начала 1870-х гг. народник, член кружка "чайковцев" в Киеве. В начале 1880 глава "Черного передела". С 1883 член группы "Освобождение труда". С 1903 один из лидеров меньшевиков. После октября 1917 выступал против большевиков. Мемуары "Пережитое и передуманное" (1923).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АКСЕЛЬРОД Павел Борисович

(1850-1928) Полит. деятель. Участник народнического движения. С 1879 входил в группу «Черный передел», возглавил группу после отъезда за границу Г.В.Плеханова. В 1883 один из основателей марксистской группы «Освобождение труда». С 1900 член редколлегии с.-д. газ. "Искра" (также В.Ленин, В.Засулич, Ю.Мартов, Г.Плеханов, А.Потресов), издававшейся в Лейпциге. С 1903 один из лидеров меньшевизма. В 1908-11 ред. газ. «Голос социал-демократа», с 1911 сотрудничал в ж. «Наша заря», с 1913 – в газ. «Живая жизнь». С дореволюционных времен подолгу жил в эмиграции. В 1917 вернулся в Россию, избран пред. ЦК РСДРП (меньшевиков). Осудил Октябрьский переворот, жил в эмиграции, с 1920 идеолог правого течения в зарубежном меньшевизме. Автор работ по актуальным проблемам и истории рев. движения, в т.ч. кн. «Рабочий класс и рев. движение в России» (1907). Кн. воспоминаний «Пережитое и передуманное» (1923).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аксельрод, Павел Борисович, один из старейших деятелей русского революционного движения. В 1870-х годах принимал деятельное участие в народническом движении, а после распадения в 1879 году общества ""Земля и Воля"" на ""Народную Волю"" и ""Черный Передел"" примкнул к ""чернопередельцам"". Еще раньше А. бывал за границей, приобрел большие познания по истории социалистического движения на западе и принимал участие в журнале ""Община"". В начале 1880-х годов А. поселился за границей и помещал статьи в журнале ""Вольное Слово"". В 1883 году он вместе с Плехановым и другими лицами образовал первую социал-демократическую группу ""Освобождение труда"" и с тех пор работал непрерывно в рядах русской социал-демократии. А. принадлежит к так называемым ""меньшевикам"" и является сторонником блока революционных и оппозиционных сил для достижения в России ближайших политических целей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1850-1928). Участник российского революционного движения. С начала 70-х гг.- народник, участник кружка "чайковцев". Осенью 1874 г. эмигрировал за границу. Вернувшись нелегально в Россию, в 1878 - 1879 г.г. принимает энергичное участие в восстановлении деятельности "Южнорусского рабочего Союза". После раскола партии "Земля и Воля" на "Народную Волю" и "Черный передел" Аксельрод примыкает к чернопередельцам. В 1883 г. вместе с Плехановым, Засулич, Дейчем и Игнатовым основывает первую русскую социал-демократическую организацию, группу "Освобождение труда". С 1900 г. - один из редакторов первых русских социал-демократических газет "Искра" и "Заря". Принимает активное участие в подготовительных работах по созыву II съезда РСДРП. На II съезде партии в 1903 г. Аксельрод примыкает к меньшевикам и в ряде статей в новой "Искре" дает принципиальное обоснование меньшевизма. В годы революции 1905-1907 Аксельрод выдвигает оппортунистическую идею созыва "рабочего съезда" и организации широкой рабочей партии. С наступлением реакции он возглавляет "ликвидаторское течение" в социал-демократической партии. Во время мировой войны Аксельрод занял оборонческую позицию, хотя и принимал участие в Циммервальдской конференции. После Февральской революции 1917 г.- член Исполкома Петроградского Совета, активно поддерживал Временное правительство. Октябрьскую революцию встретил с нескрываемой враждебностью. Вновь эмигрировав заграницу, поднимает кампанию против Советской России и диктатуры пролетариата.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аксельрод, Павел (Пинхус) Борисович

Род. 1850, ум. 1928. Политический деятель, стоял у истоков российской социал-демократии и рабочего движения в России, лидер партии меньшевиков. Участник первых кружков "народников", организатор одного из первых в России социал-демократического кружка. В 1874 был арестован, бежал из-под ареста в Германию, затем в Швейцарию, где примкнул к бакунинцам. В 1879 г. нелегально вернулся в Россию. Участник народнической организации "Черный передел", автор ее политической программы, редактор газеты "Черный передел". С лета 1880 снова в эмиграции, один из основателей социал-демократической группы "Освобождение труда". Один из первых российских теоретиков марксизма, член редакционной коллегии ленинской "Искры", участник обсуждения проекта программы Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в апреле 1902 г., соратник Ленина. После 1902 г. пути А. и Ленина расходятся (в результате критики А. ленинских предложений по аграрному вопросу и его позиции по вопросу о членстве в партии). После оформления меньшевистского крыла РСДРП Аксельрод становится его неформальным лидером. С 1905 г. выступает как противник установления "диктатуры пролетариата и крестьянства" и бойкота выборов в Первую Государственную думу. Автор идеи всероссийского рабочего съезда и создания легальной рабочей партии. В августе 1912, на Венской конференции РСДРП, был избран членом Заграничного секретариата Организационного Комитета РСДРП (объединенной). В Первую мировую войну занял проантантовскую позицию, выдвинул т. наз. план "интернациональной борьбы за мир" (давление рабочих на руководство своих партий для совместного решения вопроса об отзыве социалистов из правительств и отказа от голосования за военные кредиты). Противник (вместе с Мартовым и др.) ленинской идеи превращения империалистической войны в гражданскую. Добился формулировки о необходимости "всеобщего мирного договора без аннексий и контрибуций". Февральскую революцию встретил в эмиграции в Швейцарии, в мае вернулся в Россию и был избран майской Всероссийской конференцией РСДРП(о) членом Организационного комитета (ОК). На первом же заседании ОК А. избрали председателем. Был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП(о) на третью Циммервальдскую конференцию. В начале августа выехал за границу для подготовки к созыву конференции и больше в Россию не вернулся. В 1917 г. был заочно избран августовским съездом РСДРП(о) председателем партии и главой ее зарубежного представительства. Резко осудил приход к власти большевиков в октябре 1917 г., считая его "колоссальным преступлением и ничем иным".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аксельрод, Павел Борисович

(род. 1850) - с.-д. меньшевик; сын еврея-корчмаря. С раннего возраста А. зарабатывал средства к существованию. Первой литературной работой А. была статья о положении еврейской бедноты в " Могилевских Губ. Ведомостях". 16 лет А. познакомился с сочинениями Лассаля, оказавшими на него сильное влияние. Поступив в Киевский ун-тет, А. начал пропаганду в рабочей среде, но в 1874 созданный им кружок был разгромлен полицией, сам А., работавший уже среди крестьян Могилевский губ., задержан, привлечен к дознанию, но бежал за границу. В Женеве А. примкнул к кружку "бакунистов", по поручению кружка ездил в Россию для того, чтобы завязать связи (1875). После возвращения в Швейцарию, А. сотрудничает в органе бакунистов "Работник" (1876) и редактирует основанный им журнал "Община", где пишет о германской соц.-демократии. В 1879 А. приехал в Россию и после раскола "Земли и Воли" примкнул к "Черному Переделу"; полицейские преследования заставили его в 1880 опять уехать в Женеву. Здесь он сотрудничал в "Вольном Слове", выступал на Международном конгрессе в Хуре (под именем Александровича). Эволюционируя от анархизма бакунистов к марксизму, А. вместе с Плехановым, Л. Дейчем, И. Игнатовым и В. Засулич основывает первую группу русских с.-д. (группа "Освобождение труда "). Первые с.-д. литературные выступления А. направлены против народничества ("Рабочее движение и социал-демократия", 1885; "Письма к русским рабочим об освободительном движении пролетариата", 1889; статьи в сб. "Социал-Демократ", в газете "Рабочий", в американской рабочей газете "Знамя" и др.). С 1890 А. сотрудничает в журн. "Социал-Демократ"; в 1895-96 входит в "Союз русских социал-демократов". С появлением в 90-х гг. "экономизма ", А. выступает его противником. При переиздании известной брошюры Кремера "Об агитации" (1896) А. пишет к ней предисловие, сотрудничает в журн. "Работник", а в брошюрах "Историческое положение и взаимное отношение либеральной и соц. демократии" и "По вопросу о современных задачах и тактике русских социал-демократов" наиболее полно формулирует свою позицию в борьбе с "экономизмом". В этих брошюрах, наряду с верными, с точки зрения революционного марксизма, положениями, замечается некоторое приукрашивание и преувеличение роли либералов. По мнению А., "значительная часть" "высших классов" в России "заражена разрушительными (т. е. революционными) стремлениями"; их легальные организации, якобы, "заключают в себе огромную революционную силу"; в то же время российский пролетариат, будто бы, "не в состоянии возвыситься до роли сознательной революционной силы без прямой или косвенной поддержки буржуазии" и т. п. С 1900 А., вместе с Лениным, Плехановым, Мартовым, Потресовым и В. Засулич, входит в состав редакции "Искры". На 2 съезде РСДРП (Лондон, 1903) А. выступает сторонником оппортунистической (Мартовской) редакции § 1 "Устава", отвергая ленинскую редакцию этого §, как закрывающую двери в партию для "людей, хотя бы и не могущих быть принятыми непосредственно в организацию, но являющихся, тем не менее, членами партии". Как пример таких людей А. приводит "профессора, который считает себя соц.-дем. и заявляет об этом". Невыбранный съездом в число редакторов "Искры", А., однако, вскоре (после разрыва с Лениным) был кооптирован Плехановым, вместе с другими членами редакции старого состава. В новой "Искре" А. первый выступил с наиболее принципиальным обоснованием раскола ("Объединение российской социал-демократии и ее задачи" и "Общереволюционные и пролетарские тенденции в нашем движении" в №№ 55, 57, и др. фельетоны). По мнению автора, РСДРП является "партией революционной интеллигенции, опирающейся на пролетариат". Организация революционеров-профессионалов имеет тенденцию к превращению в "якобинский клуб, т. е. организацию революционно-демократических элементов буржуазии, ведущую за собою... наиболее активные слои пролетариата". Партия до сих пор воспитывала пролетариат только "в общереволюционном, а не социально-пролетарском духе". "Классовую борьбу" "со всем буржуазным строем" с.-д. практика почти что игнорирует и фактически исчерпывается одной только "борьбой с самодержавием", "связанной с пролетарским учением лишь общедемократической фразеологией". "Политической работы в социалистическом смысле не видать и не слыхать", "Необходимо реформировать нашу практику в принципиально-пролетарском смысле". Это нелепое противопоставление "общереволюционной"и "специально-пролетарской" практики, выдвинутое в момент, когда в порядке дня стояла революция против царизма, послужило меньшевизму ширмой для принижения революционных задач пролетариата в буржуазно-демократической революции. Осенью 1904 А. выдвигает (от имени редакции новой "Искры") "план" участия соц.-демократов в земской кампании, начавшейся в период министерства Святополк-Мирского. Критикуя демонстрации, направленные прямо против царизма, как "низший тип" классовой борьбы, "план" А. рекомендует "высший тип" демонстраций - перед земскими собраниями. Цель этих демонстраций - заставить буржуазных либералов "выступать от имени народа" (другими словами, передать гегемонию в революции либералам). При этом демонстранты должны остерегаться привести либералов в состояние "панического страха", ведя себя мирно и прилично. Логическим выводом из этих положений было отрицание меньшевиками необходимости для с.-д., в случае победы революции, участвовать во временном революционном правительстве; буржуазной революцией должна руководить буржуазия, а не пролетариат. В дальнейшем А. становится главным выразителем тактики меньшевизма. На 4-м (объединительном) Съезде РСДРП (Стокгольм, 1906) А. выступил с программным докладом о тактике по отношению к Гос. думе (издан отдельной брошюрой "Две тактики", СПб, 1906), защищая идею "политического сотрудничества пролетариата и буржуазии в абсолютистской России". "Главная тактическая задача" состоит в сочетании "дела развития классового самосознания и политического объединения рабочих масс" с этим требованием сотрудничества с буржуазией. С.-д. должны заключать "договоры и соглашения" с либералами. Условия соглашений должны обсуждаться на рабочих собраниях. Пролетариат должен отвоевать себе место на легальной арене рядом с буржуазией. У А. нет даже и следа понимания того, что крестьянство представляет собою особый слой буржуазной демократии, что с ним, а не с буржуазией пролетариату по пути в буржуазно-демократической революции. Проведение восстания против царизма, по мнению А., не дело с.-д. партии. Еще осенью 1905 А. выдвинул идею созыва "рабочего съезда" (в письмах к "Организационному Комитету меньшевиков", напечатанных в газете "Начало"). Этот "широкий" рабочий съезд, по его роли, должен был заменить собою с.-д. партию. В 1905, на подъеме революции, идея "рабочего съезда" почти не имела успеха. На склоне революции, в 1907, эта идея ожила в меньшевистских кругах (литературные выступления Эль, Щегло, Ларина и др.). Ларин договорил ее до конца, предложив создать единую партию из с.-д., с.-р. и др. течений, представленных в рабочем классе. 5-й Съезд РСДРП (Лондон, 1907) принял резолюцию с осуждением идеи "рабочего съезда". От "рабочего съезда" лежал прямой путь к "ликвидаторству ", появившемуся в рядах с.-д. с 1908. Являясь идейным вождем "ликвидаторства", работая в редакции ликвидаторского "Голоса Социал-Демократа", с самого его возникновения, А. ставил перед ликвидаторством задачу "фракционного оформления" и "сплочения" с целью "партийной революции", которая должна "европеизировать, т. е. коренным образом изменить характер русской соц.-демократии, как он сложился в дореволюционную и революционную эпоху, и организовать ее на тех же началах, на каких зиждется партийный строй европейской соц.-демократии" ("Наша Заря", № 6, 1912), т. е. подпольная революционная партия должна быть заменена легальной и реформистской. С началом империалист, войны А. оказывается в рядах циммервальдской правой, участвует как представитель меньшевистского Организационного Комитета на Циммервальдской конференции (1915) и подписывает, в числе других, ее манифест. В 1916 участвует в Бернском междунар. совещании и во второй интернациональной Кинтальской конференции. Под интернационалистической маской Циммервальда А. высказывает социал-шовинистические взгляды: "упрекать бельгийских социалистов за оборону своей страны" есть "цинизм, а не марксизм"; поведение немецких с.-д. тоже не было изменой социализму - "пока существуют отечества", "вопрос о патриотизме и самообороне будет существовать" и т. д. Ленин характеризует позицию А. в этот период, как "двойной поклон: один в сторону немецких социал-шовинистов, другой - в сторону французских", а "заявление А., что “поражение России, не могущее затронуть органического развития страны, помогло бы ликвидировать старый режим”... взятое в связи с оправданием немецких шовинистов, представляет из себя не что иное, как попытку подслужиться к Зюдекумам" (Ленин, т. XIII, ст. "Русские Зюдекумы"). Непосредственного участия в революции 1917 А. не принимал, находясь за границей. После Октябрьской Революции держится на правом крыле меньшевизма. В сентябре 1920 А. выступил с резкой критикой ЦК меньшевиков за его признание исторической необходимости Октябрьской Революции, в которой большевики играют роль "якобинцев конца 18 в.". По Аксельроду, "якобинцы достигли власти в результате стихийного хода революции, большевики же узурпировали диктатуру". Историческим материализмом в этой концепции даже и не пахнет.

Па́вел Бори́сович Аксельро́д (12 , — , ) — российский .

Детство и юность

Павел Борисович Аксельрод (названный в деле Борухом Пинхусом сыном Иоселевым ) родился в семье еврея-шинкаря в деревне близ . По сословному положению — . Точная дата его рождения неизвестна, сам он указывал только, что родился около 1850 года, скорее раньше, чем позже.

Народнический период революционной деятельности (1872—1883)

Павел Борисович Аксельрод

В Киевском университете Аксельрод сразу попал в среду формировавшегося кружка «Общества большой пропаганды» (кружок « », названный так по фамилии лидера — ) и занял в нём видное положение. В это время (1873 г.) Аксельрод знакомится с работами , оказавшими на него большое влияние, и .

Летом 1874 года Аксельрод принял участие в « » в Полтавской, Черниговской и Могилёвской губерниях, ведя пропагандистскую работу среди крестьян. В конце августа — сентябре прошли массовые аресты «чайковцев». Аксельрод с товарищами были задержаны сельским старостой в Могилёвской губернии, но бежали, пересекли границу и оказались в эмиграции. Имя Аксельрода неоднократно упоминалось в обвинительном заключении по ), что принесло ему известность в народнических кругах.

Петербургские народники и группа «Работника» договорились о совместном издании журнала « », в редакцию которого вошли Арборе-Ралли, Жуковский, Аксельрод, а также . Журнал выходил в 1878—1879 годах, в нём были помещены первые статьи Аксельрода, создавшие ему репутацию талантливого литератора.

В это время происходит переосмысление задач и тактики революционной борьбы: Аксельрод пришёл к выводу, что «хождение в народ» — это паломничество «верующих, но легкомысленных детей к святым местам» и результаты его ничтожны. Взгляды Аксельрда постепенно изменялись, становясь из народнических . Об этой трансформации свидетельствуют его статьи, посвящённые в то время преимущественно «рабочему вопросу».

Майская всероссийская конференция избрала Аксельрода членом Организационного комитета (ОК), на первом же заседании которого он был избран его председателем. Аксельрод принял участие в обсуждении вопросов об организации кампании за мир и ходе подготовки к созыву международной социалистической конференции, доклада о внешней политике коалиционного Временного правительства, поддержал предложение прекратить деятельность и , высказался за контакт с министрами — делегатами партии, за их отчёт перед ОК. Аксельрод был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП на . По личным обстоятельствам (из-за болезни, а вскоре и смерти дочери) он выехал за границу для подготовки конференции (она состоялась в сентябре) позже других (в самом начале августа) и больше в Россию не возвращался. Августовский (1917) объединительный съезд РСДРП заочно избрал его председателем ЦК и главой зарубежного представительства партии.

Апрельские тезисы ЦК РСДРП (1920) и ряд других официальных партийных документов побудили Аксельрода обратиться к новому лидеру партии Ю. О. Мартову с открытым письмом, которое он рассматривал как своего рода политическое завещание. Первая публикация письма в эмиграции относится к весне 1921 года. В России до 1999 года письмо было опубликовано лишь однажды — весной 1923 года петроградской группой «правых» меньшевиков. Направленное против «легенды о великой пролетарской и коммунистической миссии большевизма», оно стало событием не только для российской, но и международной социал-демократии. Старый, больной, но мужественный человек, Аксельрод и за границей оставался нравственным эталоном и координационным центром для всех меньшевистских партийных групп и течений. Его нельзя относить к представителям «правого» меньшевизма, организационно порвавших с РСДРП ещё в 1917 году, поскольку он всегда оставался членом РСДРП и не желал вносить свою лепту во внутрипартийный разлад.

Личная жизнь, семья

В 1875 году в Женеве П. Б. Аксельрод женился на приехавшей к нему его бывшей ученице Надежде Ивановне Каминер (студент Аксельрод занимался с ней и её сестрой в качестве репетитора). Несмотря на жестокую нужду, которую первые годы испытывала молодая семья, брак оказался удачным. Один за другим родились трое детей: Вера (1876, в замужестве Гуревич), Александр (1879) и Софья (1881). Н. И. Аксельрод-Каминер скончалась в 1905 году. Как вспоминал : «в семье Аксельрода господствовала атмосфера простоты и искреннего товарищеского участия» .

  • Аксельрод П. Б. Trade Unions. // Слово. 1879. № 1-2.
  • Аксельрод П. Б. Письма о рабочем движении. (Письмо 1-15) // Вольное слово. 1881—1882.
  • Аксельрод П. Б. Хроники рабочего движения. (№ 1-12) // Вольное слово. 1881—1882.
  • Аксельрод П. Б. Все для народа и посредством народа. // Вольное слово. 1881. № 19 (19 октября/1 ноября). (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880—1892 гг. — М. , 2006.)
  • Аксельрод П. Б. О задачах еврейской социалистической интеллигенции. (См. в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880—1892 гг. — М. , 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Учение Джорджа. // Дело. 1883. № IX—X. (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880—1892 гг. — М. , 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Социализм и мелкая буржуазия. // Вестник «Народной воли». 1883. № 1. (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880—1892 гг. — М. , 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Рабочее движение и социал-демократия. — Женева, 1885.
  • Аксельрод П. Б. Рабочее движение в начале 60-х годов и теперь. // Социал-демократ. 1888.
  • Аксельрод П. Б. Политическая роль социальной демократии и последние выборы в германский рейхстаг. // Социал-демократ. Кн. 1-4. 1890-92.
  • Аксельрод П. Б. Письма к русским рабочим об освободительном движении пролетариата (Письмо первое: Задачи рабочей интеллигенции в России). // Социалист. 1889. № 1. (См. также в кн.: Из архива П. Б. Аксельрода. 1880—1892 гг. — М. , 2006.)
  • Аксельрод П. Б. Рабочий класс и революционное движение в России. — СПб. , 1907.
  • Сборники

    • Из архива П. Б. Аксельрода. 1881—1896 гг. — Берлин., 1924. (Полнотекстовой архив /rar/)
    • Письма П. Аксельрода к Ю. Мартову. — Берлин, 1924.
    • Переписка Г. В. Плеханова и П. Б. Аксельрода. Т. 1-2. — М. - Пг. , 1925.
    • Die russische Revolution und sozialistische Internationale. Aus dem literaturishen Nachlass von P. B. Axelrod. — Jena, 1932.
    • Из архива П. Б. Аксельрода. Вып. 1: 1880—1892 гг. — М. , 2006.

    Литература

    Библиография

    • Группа «Освобождение труда». Библиография за 50 лет. — М. , 1934.
    • Бургина А. М. Социал-демократическая меньшевистская литература: Библ. ук. Стэнфорд, 1968.

    Литература 1910-х — 1930-х годов

    • Бернштейн Э. Павел Аксельрод — интернационалист // Социалистический вестник. 1925. № 15-16.
    • Каутский К. Что нам дал Аксельрод // Социалистический вестник. 1925. № 15/16.
    • П. Б. Аксельрод (45 лет общественной деятельности). — СПб. , 1914.
    • Памяти П. Б. Аксельрода // Социалистический Вестник, 1928, № 8/9.
    • П. Б. Аксельрод // Социалистический Вестник, 1928, № 8/9.

    Современная литература

    • Asher A. Pavel Axelrod and the Development of Menshevism. — Cambridge-Mass., 1972.
    • Максимова Т. О. Аксельрод. // Политические деятели России, 1917: Биографический словарь. — М. , 1993.
    • Ненароков А. П. Последняя эмиграция Павла Аксельрода. — М. , 2001.
    • Розенталь И. С. Аксельрод. // Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX века. Энциклопедия. — М. , 1996.
    • Райхцаум А. А. Аксельрод. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. — М. , 1994.
    • (РГАСПИ). Фонд 361 (П. Б. Аксельрод), 1 оп, 36 ед. хр., 1876—1927 годы.

    Член марксистской группы «Освобождение труда ». С 1900 один из редакторов газет «Искра » и «Заря ». Впоследствии - один из лидеров партии меньшевиков , идеолог меньшевистского движения. Написал ряд работ, пропагандировавших марксизм .

    Павел Борисович Аксельрод (названный в деле Департамента полиции Борухом Пинхусом сыном Иоселевым ) родился в семье еврея-шинкаря в деревне близ Почепа . По сословному положению - мещанин . Точная дата его рождения неизвестна, сам он указывал только, что родился около 1850 года, скорее раньше, чем позже.

    В Киевском университете Аксельрод сразу попал в среду формировавшегося кружка «Общества большой пропаганды» (кружок «чайковцев », названный так по фамилии лидера - Н. В. Чайковского) и занял в нём видное положение. В это время (1873 г.) Аксельрод знакомится с работами П. Л. Лаврова , оказавшими на него большое влияние, и М. А. Бакунина .

    Летом 1874 года Аксельрод принял участие в «хождении в народ » в Полтавской, Черниговской и Могилёвской губерниях, ведя пропагандистскую работу среди крестьян. В конце августа - сентябре прошли массовые аресты «чайковцев». Аксельрод с товарищами были задержаны сельским старостой в Могилёвской губернии, но бежали, пересекли границу и оказались в эмиграции. Имя Аксельрода неоднократно упоминалось в обвинительном заключении по «Делу о пропаганде в Империи» («процесс 193-х»), что принесло ему известность в народнических кругах.

    Петербургские народники и группа «Работника» договорились о совместном издании журнала «Община », в редакцию которого вошли Арборе-Ралли, Жуковский, Аксельрод, Кравчинский , Дейч , а также Клеменц . Журнал выходил в 1878-1879 годах, в нём были помещены первые статьи Аксельрода, создавшие ему репутацию талантливого литератора.

    В это время происходит переосмысление задач и тактики революционной борьбы: Аксельрод пришёл к выводу, что «хождение в народ» - это паломничество «верующих, но легкомысленных детей к святым местам» и результаты его ничтожны. Взгляды Аксельрда постепенно изменялись, становясь из народнических социал-демократическими . Об этой трансформации свидетельствуют его статьи, посвящённые в то время преимущественно «рабочему вопросу».

    Майская всероссийская конференция РСДРП(о) избрала Аксельрода членом Организационного комитета (ОК), на первом же заседании которого он был избран его председателем. Аксельрод принял участие в обсуждении вопросов об организации кампании за мир и ходе подготовки к созыву международной социалистической конференции, доклада И. Г. Церетели о внешней политике коалиционного Временного правительства, поддержал предложение прекратить деятельность IV Государственной думы и Государственного совета , высказался за контакт с министрами - делегатами партии, за их отчёт перед ОК. Аксельрод был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП на третью Циммервальдскую конференцию . По личным обстоятельствам (из-за болезни, а вскоре и смерти дочери) он выехал за границу для подготовки конференции (она состоялась в сентябре) позже других (в самом начале августа) и больше в Россию не возвращался. Августовский (1917) объединительный съезд РСДРП заочно избрал его председателем ЦК и главой зарубежного представительства партии.

    Апрельские тезисы ЦК РСДРП (1920) и ряд других официальных партийных документов побудили Аксельрода обратиться к новому лидеру партии Ю. О. Мартову с открытым письмом, которое он рассматривал как своего рода политическое завещание. Первая публикация письма в эмиграции относится к весне 1921 года. В России до 1999 года письмо было опубликовано лишь однажды - весной 1923 года петроградской группой «правых» меньшевиков. Направленное против «легенды о великой пролетарской и коммунистической миссии большевизма», оно стало событием не только для российской, но и международной социал-демократии. Старый, больной, но мужественный человек, Аксельрод и за границей оставался нравственным эталоном и координационным центром для всех меньшевистских партийных групп и течений. Его нельзя относить к представителям «правого» меньшевизма, организационно порвавших с РСДРП ещё в 1917 году, поскольку он всегда оставался членом РСДРП и не желал вносить свою лепту во внутрипартийный разлад.

    Павел Борисович Аксельрод (названный в деле Департамента полиции Борухом Пинхусом сыном Иоселевым) родился в семье еврея-шинкаря в Шклове. Точная дата и место его рождения неизвестны, сам он указывал только, что родился около 1850 года, скорее раньше, чем позже. Впоследствии семья перебралась в Могилев, где Павел окончил гимназию. Круг общения Павла был довольно узким, не выходящим за рамки еврейской общины Шклова (позже - Могилева). Православных в этом кругу практически не было за исключением Н. И. Хлебникова - учителя истории в Могилевской гимназии.

    Начало общественно-политической деятельности Аксельрода связано с либеральным движением еврейского просветителства, основной целью которого было уравнение евреев в правах с православными через их европеизацию, то есть приобщение к европейской и в первую очередь русской культуре. Прежде всего речь шла об элементарном обучении грамоте. Движение не было противоправительственным, напротив, оно ориентировалось на «хорошего царя».

    Поворотной точкой во взглядах Аксельрода стало знакомство с работами Ф. Лассаля и других авторов, посвященными революционным событиям середины XIX века в Европе. Аксельрод пришёл к мысли, что «еврейский вопрос» может быть решен только в рамках более общего «рабочего вопроса». Этот поворот относится к 1872 году. Он привел Аксельрода к революционной борьбе. Одновременно, летом 1872 года, Аксельрод переводится из Нежинского лицея в Киевский университет Святого Владимира.

    Народнический период революционной деятельности (1872-1883)

    В Киевском университете Аксельрод сразу попал в среду формировавшегося кружка «Общества большой пропаганды» (кружок «чайковцев», названный так по фамилии лидера - Н. В. Чайковского) и занял в нём видное положение. В это время (1873 г.) Аксельрод знакомится с работами П. Л. Лаврова, оказавшими на него большое влияние, и М. А. Бакунина.

    Летом 1874 года Аксельрод принял участие в «хождении в народ» в Полтавской, Черниговской и Могилевской губерниях, ведя пропагандистскую работу среди крестьян. В конце августа - сентябре прошли массовые аресты «чайковцев». Аксельрод с товарищами были задержаны сельским старостой в Могилевской губернии, но бежали, пересекли границу и оказались в эмиграции. Имя Аксельрода неоднократно упоминалось в обвинительном заключении по «Делу о пропаганде в Империи» («процесс 193-х»), что принесло ему известность в народнических кругах.

    За границей П. Б. Аксельрод сначала жил в Берлине, а зимой 1874/75 годов перебрался в Женеву. Здесь он примкнул к группе социал-демократов, издававших газету "Работник" (З. К. Арборе-Ралли, Н. И. Жуковский, Н. А. Морозов, С. М. Степняк-Кравчинский и др.). Зиму 1875/76 и весну 1876 года Аксельрод по заданию редакции нелегально провел в России, сначала на юге страны, а затем в Петербурге. Здесь состоялось знакомство с лидерами образовывавшеся тогда организации "Земля и воля" М. А. Натансоном, С. Л. Перовской и Г. А. Лопатиным. Тогда же Аксельрод познакомился со студентом Горного института Г. В. Плехановым.

    Лучшие дня

    Петербургские народники и группа «Работника» договорились о совместном издании журнала «Община», в редакцию которого вошли Арборе-Ралли, Жуковский, Аксельрод, Кравчинский С.М., Л.Г. Дейч, а также Д. А. Клеменц. Журнал выходил в 1878-1879 годах, в нём были помещены первые статьи Аксельрода, создавшие ему репутацию талантливого литератора.

    В это время происходит переосмысление задач и тактики революционной борьбы: Аксельрод пришёл к выводу, что «хождение в народ» - это паломничество «верующих, но легкомысленных детей к святым местам» и результаты его ничтожны. Взгляды Аксельрда постепенно измениялись, становясь из народнических социал-демократическими. Об этой трансформации свидетельствуют его статьи, посвещенные в то время преимущественно «рабочему вопросу».

    В 1879 году в Воронеже прошёл съезд «Земли и воли», разделившей её на «Народную волю» и «Черный передел». После некоторых колебаний Аксельрод присоединился к «Черному переделу» и вновь переехал в Петербург, став после вынужденного отъезда за границу руководства организации во главе с Г. В. Плехановым одним из лидеров «Черного передела» в России. Пытался создать «широкую социалистическую организацию», которая объединила бы революционеров разных направлений, но этот замысел оказался нежизнеспособным.

    В 1880 году «чернопередельческие» кружки потряс ряд арестов. Аксельрод уехал в Румынию, а впоследствии, когда румынские власти выслали из страны русских эмигрантов, бежал и вновь оказался в Женеве (1881). Здесь, поскольку тяжелое материальное положение вынуждало его к поиску различных заработков, он (по рекомендации П. Л. Лаврова) стал сотрудничать в газете "Вольное слово", печатая в ней регулярные «Письма о рабочем движении» и «Хроники рабочего движения».

    Для того чтобы быть ближе к описываемым событиям и лицам, Аксельрод переехал в Цюрих - центр германской социал-демократической эмиграции. Здесь он близко сошёлся с лидерами немецкой социал-демократии Э. Бернштейном и К. Каутским. Идеи Аксельрода быстро эволюционируют в сторону набирающего силу марксизма. Происходит окончательный разрыв с народничеством и направлением «Народной воли».

    Участие в группе «Освобождение труда» (1883-1903)

    В сентябре 1883 года вместе с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич и другими П. Б. Аксельрод основал группу «Освобождение труда», лидером которой стал Плеханов. Это была первая собственно марксистская и социал-демократическая организация, сложившаяся в Швейцарии в среде революционеров-эмигрантов из России.

    Осенью 1884 года группа «Освобождение труда» приступила к изданию серии книг под общим названием «Рабочая библиотека». Первой книгой в новой серии была объёмисая брошюра Аксельрода «Рабочее движение и социальная демократия», представлялвшая собой изложение основных положений марксизма вне связи с российскими условиями.

    Аксельрод полагал, что завоевание рабочим классом политической власти невозможно «без кровавой борьбы», но ей должна предшествовать длительная подготовительная работа, включающая в себя в том числе и опыт парламентаризма для рабочей партии.

    В августе 1888 года группой опубликован сборник «Социал-демократ», в котором Аксельрод выступил как редактор и один из авторов. Впоследствии группа «Освобождение труда» вернулась к идее этого сборника и по мере нахождения средств было опубликовано ещё четыре выпуска «Литературно-политического обозрения „Социал-демократ“» (в 1890-1892 годах).

    В связи с акивизацией общественного движения в России в 1891-92 годах, которое было вызвано в том числе голодом и эпидемией холеры, у Аксельрода родился план объединения усилий либерального и социал-демократического движений в борьбе с самодержавием, связанный с созданием «Общества борьбы с голодом». Для реализации этого проекта Аксельрод попытался привлеч русскую эмиграцию в Париже (во главе с П. Л. Лавровым), Лондоне («Фонд вольной русской прессы» - С. М. Степняк-Кравчинский, Н. В. Чайковский и др.), Женеве (редакция «Свободной России» - В. Л. Бурцев и др.) и другие организации. В Цюрихе для организации «Общества» был создан межпартийный кружок из учащейся молодежи во главе с шурином Аксельрода Я. М. Кальмансоном. В целом затея не удалась, но она способстовала преодолению изначальной изоляции группы «Освобождение труда».

    С рубежа 1880-х - 1890-х годов начинается новый период в деятельности «Освобождения труда». С 1889 года она была постоянно представлена на конгрессах «Международного объедиения рабочих партий» (II Интернационал), затем восстановились связи с набиравшими силу в России социал-демократическими кружками

    Материальные проблемы Аксельроду удалось решить, заведя в середине 80-х годов собственную небольшую фирму по производству кефира. К концу 90-х годов она начала приносить стабильный доход, позволявший Аксельроду и его семье не только обеспечить собственную жизнь, но и оказывать материальную поддержку другим революционерам. В 1908 году фирма «Аксельрод-кефир», имевшая три отделения - в Цюрихе, Женеве и Базеле, была продана в обмен на пенсию её создателю со стороны нового владельца.

    Личная жизнь, семья

    В 1875 году в Женеве П. Б. Аксельрод женился на приехавшей к нему его бывшей ученице Надежде Ивановне Каминер (студент Аксельрод занимался с ней и её сестрой в качестве репетитора). Несмотря на жестокую нужду, которую первые годы исптывала молодая семья, брак оказался удачным. Один за другим родились трое детей: Вера (1876), Александр (1879) и Софья (1881). Н. И. Аксельрод-Каминер скончалась в 1905 году.