Связывает два одинаковых звука удлиняя их. Теория звука и акустики понятным языком

Самым распространенным знаком увеличения длительности звуков в нотной грамоте является лига. Лигой называют дугообразную линию, расположенную между соседними нотами одной высоты. Фактически лига увеличивает длительность первой ноты на сумму длительностей всех последующих нот, располагающихся под данной лигой. То есть даже если под лигой находятся несколько нот, сыграть нужно только первую. Остальные лишь продлевают звучание этой первой ноты.

В редких случаях в нотной записи произведения можно встретить так называемую французскую лигу. Выглядит она примерно также как и обычная лига, но в отличие от нее — не связывает одинаковые по высоте ноты. Французская лига, расположенная рядом с нотой, немного увеличивает ее длительность. Важно отметить, что выбор времени, на которое увеличивается длительность звука, полностью лежит на музыканте. Французская лига лишь намекает, что неплохо было бы в этом моменте продлить звучание ноты, а окончательное решение по увеличению длительности принимает сам исполнитель.

Точки

Помимо лиги, для увеличения длительности звуков, довольно часто применяются точки. Точки в записи выставляются чуть правее нот или пауз, и обозначают что длительность соответствующей ноты (паузы) увеличивается ровно наполовину. К примеру, возьмем длительность четвертной ноты. Если поставить рядом с ней точку, то ее длительность увеличится до трех восьмых. Все это легко посчитать даже в уме, просто к одной четвертой нужно прибавить половину ее длительности, то есть одну восьмую.

Для лучшего усвоения материала разберем ноту с точкой на примере. На нотном стане, изображенном чуть ниже, присутствует нота с длительностью одна восьмая с точкой. Сразу же за ней идет одна шестнадцатая. Вместе с точкой одна восьмая по длительности равна трем шестнадцатым: 1/8 = 2/16, а значит, половина одной восьмой будет равна 1/16. Мы уже знаем, что точка увеличивает длительность ноты наполовину, следовательно, 2/16 + 1/16 = 3/16. Если одна восьмая с точкой равна трем шестнадцатым, то вместе со следующей одной шестнадцатой нотой они составляют длительность 4/16 или 2/8 или 1/4.

Выходит, что при стандартном счете «раз, два, три, четыре», вы должны успеть сыграть эти две первые ноты. Причем на первые три играется одна восьмая, на последний счет – одна шестнадцатая. Вторая нота «ми» в такте играется снова на счет «раз», сохраняя звучание до счета «четыре», так как ее длительность равна одной четвертой.

Как только вы полностью усвоите соотношение длительностей данных нот, попробуйте сыграть две первые ноты (одну восьмую и одну шестнадцатую) на счет «раз», а последнюю ноту в такте (ми) — на счет «два». После этого перейдите на счет в уме. В будущем именно таким способом следует разучивать довольно сложные произведения по части ритма.

Очень редко в нотной записи встречаются две точки рядом с нотой. Вторая точка при этом указывает на увеличение длительности ноты наполовину от длительности первой точки. К примеру, длительность четвертной ноты с двумя точками увеличится на три шестнадцатых. Первая точка увеличивает длительность нот на две шестнадцатых, а вторая – на одну шестнадцатую.

музыкальный звук

Альтернативные описания

Графический знак, изображающий музыкальный звук

Официальный дипломатический документ

Официальное письменное обращение правительства

В банковской практике синоним облигации, факта признания долга

. "Буква" партитуры

. "Капля" мелодии

. "Музыкальное" послание дипломата

. "Ля" в музыке

. "Ре" в музыке

Протеста

. "ми" в музыке

Аккордная соль

В музыке их семь

В слове доля их две

Графический знак для обозначения музыкальных тонов

Графический знак для обозначения тона в музыке

Графический знак, изображающий музыкальный звук

Дипломатический демарш

Дипломатический документ

Дипломатический протест

Дипломатическое письмо об иностранной "соломинке", невзирая на собственные "бревна"

Дипломатическое послание

До, ре, ми

Ж. лат. музыкальный знак, определяющий тон, звук, голос. Выше этой ноты я голосом не возьму. Ты по нотами играешь? "Нет по струнам" Он не играет по нотам, не знает нот, а по на слуху, по слуху. Ноты, лист или тетрадь, в которой музыка написана принятыми для сего знаками. По коренному значенью своему: замечание, заметка, объясненье: всякое дипломатическое отношенье, сообщенье и заявленье. Нотный, до музыкальных нот относящийся; нотная бумага или нотная основа, разграфленная для нот, по пять черт в строке. Нотная игра, пение, по нотам. Нотацию читать кому, журить, выговаривать, помылить. Нотарий, -риус м. присяжный чиновник, свидетельствующий договоры, обязательства и др. сделки между частными людьми; что маклер для купцов. Нотариальная контора

Закорючка с пюпитра

Заявление МИДа

Заявление протеста

Звук на бумаге

Знак в партитуре

Знак музыкальной грамоты

Значок в партитуре

Значок звука

И ми, и ля

И ми, и ре

И фа, и ля

И фа, и соль

Испанский народный танец

Их две в слове "фасоль"

К ней приписывают диез

Каждая из "ляля-фа"

Каждая из аккорда

Каждый слог слова "фасоль"

Какую соль не кладут в суп

Ля в аккорде

МИДовский протест

Ми из аккорда

Ми или си

Музыкальная "соль"

Музыкальная "ля"

Музыкальная "фа"

Музыкальная до

Музыкальная закорючка

Музыкально-дипломатический документ

Музыкальное "до"

Музыкальный знак

Музыкальный кружочек

Музыкальный символ для дипломата

Обращение МИДа

Оркестровая соль

Официальное дипломатическое обращение одного правительства к другому

Официальный дипломатический документ

Письмо от МИДа к МИДу

Протест

Протест МИДа

Протест по линии МИД

Протестное заявление

Протестный выпад МИДа

Река в Мурманской области

Седьмая часть музыки

Си или до

Си, как и ми

Соль в аккорде

Соль в мире музыки

Соль в музыке

Соль в партитуре

Соль из аккорда

Соль на пюпитре

Соль на пюпитре в партитуре

Соль, добытая вокалом

Соль, но не специя

Соль, но специя

У дипломата и у музыканта

Фа или соль

Фальшивая

Язык дипломатов

Дипломатическое письмо об иностранной «соломинке», невзирая на собственные «бревна»

Буква партитуры

. «... бене»

. «музыкальное послание» дипломата

Каждый слог слова «фасоль»

Музыкальная «ля»

Музыкальное «до»

Музыкальная «фа»

. «ля» в музыке

. «ре» в музыке

. «ми» в музыке

Их две в слове «фасоль»

Каждая из «ля-ля-фа»

Музыкальная «соль»

. «капля» мелодии

Атон в обратную сторону

Атон от конца к началу

Анаграмма к слову "НАТО"

Удлинение (звука)

Увеличение длительности звука, которое создает долгий звук; долгий гласный может переходить далее в дифтонг и \/ или изменять тембр: ср. отмести - отметать (исторически с долгим гласным) - сло-вац. odmietat", чешск. odmítat Удлинение гласного, приобретшее морфонологические функции, - то же, что продленный вокализм , удлиненный вокализм, ступень продления (ступень аблаута ).


Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. - Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Этимология и история слов русского языка . Ж. Ж. Варбот, А. Ф. Журавлев . 1998 .

Смотреть что такое "Удлинение (звука)" в других словарях:

    ЛИДЕРСТВО - – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований выделены различные стили Л., разработан ряд концепций Л. Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Японская письменность Кандзи … Википедия

    СЕРДЦЕ - СЕРДЦЕ. Содержание: I. Сравнительная анатомия........... 162 II. Анатомия и гистология........... 167 III. Сравнительная физиология.......... 183 IV. Физиология................... 188 V. Патофизиология................ 207 VІ. Физиология, пат.… … Большая медицинская энциклопедия

    I Бронхит (bronchitis; бронх [и] (Бронхи) + itis) воспаление бронхов. Выделяют острый бронхит, острый бронхиолит (преимущественное воспаление дистальных отделов бронхиального дерева бронхиол) и хронический бронхит, характеризующиеся диффузным… … Медицинская энциклопедия

    начальная - 3.1 начальная общеобразовательная школа: Школа, организуемая как самостоятельное учреждение, а также в составе основной или средней общеобразовательной школы (срок обучения в начальной школе 4 года).

Громкость или амплитуда звуковых колебаний – одна из главнейших характеристик звука. Громкость измеряют в децибелах, это в честь изобретателя телефона физика А. Г. Белла (1847-1922). Самый слабый звук, воспринимаемый нашим ухом, – около 10 дБ. Крик – 70 дБ. Сильнейший раскат грома – около 100 дБ, а свыше 130 дБ – уже воспринимается как боль в ушах. Что же это получается: тиканье наручных часов на расстоянии 1 м – 30 дБ, а в 4 раза громче – уже глохнешь?
Дело в том, что громкость звука здесь не пропорциональна децибелам. Как мы уже знаем, 10 дБ, или 1 Б (удивительно, зачем было вводить эти децибелы, когда просто в белах гораздо удобнее и короче?), – наиболее слабый звук, еще воспринимаемый нормальным слухом. Но за начало отсчета, или за 0 Б, принимается звук в 10 раз более слабый. Вдруг да кто-нибудь услышит! Звук в 2 Б, или 20 дБ, – уже не в 2, а в 100 раз более сильный, чем в 0 Б, и т. д. То есть числом бел измеряют порядок увеличения громкости звука. Звук в 10 Б (или 100 дБ) имеет громкость в 1010, или 10 миллиардов, раз более громкий, чем пороговый в 0 Б! Крик тети Сони из Одессы мы оцениваем в 7 Б (70 дБ), а вдвое больше – 14 Б (140 дБ) – это звук при запуске межконтинентальной ракеты, от которого можно оглохнуть. Так этот звук не в 2 раза, а в 107, т. е. в 10 миллионов раз, более громок, чем крик тети Сони!
И всю эту уникальную «палитру» звуков – от 16 до 20 000 Гц, и от 1 Б до звуков в миллиарды раз более громких – воспринимает и передает в головной мозг наше ухо.

Рис. 110. Устройство человеческого уха:

1 – барабанная перепонка; 2 – сочлененные косточки; 3 – овальное окно; 4 – основная мембрана

Ухо представляет собой сложный звукоприемный аппарат, работающий в чрезвычайно широком диапазоне частот и амплитуд. Звуковые волны достигают нашего наружного уха – его ушной раковины, которая представляет собой рупор, собирающий звуковые волны. По наружному слуховому проходу звуковые волны достигают барабанной перепонки 1 (рис. 110), отделяющей наружное ухо от среднего. Под влиянием приходящих волн эта перепонка колеблется, совершая вынужденные колебания с частотой воспринимаемого звука. Колебания барабанной перепонки через посредство действующей как рычаг системы сочлененных косточек 2 (молоточка, наковальни и стремечка) передаются так называемому овальному окну 3, закрывающему внутреннюю полость ушного лабиринта. Ушной лабиринт в той его части, где лежат чувствительные к механическому раздражению окончания слухового нерва, наполнен жидкостью – эндолимфой.
Внутри находится так называемая основная мембрана 4, состоящая из нескольких тысяч (около 4 500) волокон различной длины, настроенных каждое на некоторый определенный тон. Пришедшие во внутреннее ухо звуковые волны обуславливают колебания тех волокон основной мембраны, которые настроены на частоты, содержащиеся в этих волнах.

Рис. 111. Звуковая «локация» человека

Из приведенного выше описания слухового восприятия становится понятным, почему наше ухо способно различать отдельные тоны в сложном звуке, например в музыкальном аккорде. Большое значение имеет то, что у нас не одно, а два одинаковых уха. Оценивая с помощью двух ушей силу звука, мы можем определить направление, по которому он до нас доходит. Когда же одно из наших ушей заткнуто, мы не можем точно определить, откуда к нам несутся звуки. Слушая двумя ушами, мы всегда можем повернуть голову так, что будем смотреть в направлении источника звука (рис. 111).
Но это не всегда просто сделать. Если звук раздается в месте, одинаково отстоящем от обоих ушей, направление источника звука может быть определено ошибочно.
В этом случае полезно не поворачивать сразу лица на шорох или звук, а, напротив, отвернуть его в сторону, направить на него таким образом одно из ушей. И по разности громкости звука в правом и левом ухе мы легко определим направление, откуда раздается звук. Мы иногда инстинктивно и делаем это, когда прислушиваемся.

Что радует музыкальный слух?

Сложность устройства уха определяет его огромные возможности восприятия звука не просто как сигнала определенной силы и частоты, а как эстетического фактора, а именно – музыки.
Иметь музыкальный слух дано далеко не всем. Автор сам, например, слышит настолько слабые звуки (наверное, даже 0 Б!), что это удивляет врачей, но в отношении музыкальности, ему, как говорят, медведь на ухо наступил. Тонкость, или чуткость, слуха и музыкальность – вещи разные.
Великий Бетховен, например, вообще был глухим. Он приставлял к роялю конец своей трости, а другой ее конец прижимал к зубам. И звук доходил до его внутреннего уха, которое было цело. Возьмите в зубы тикающие наручные часы и заткните себе уши – тиканье превратится в сильные, тяжелые удары, настолько оно усилится. Почти глухие люди разговаривают по телефону, прижимая трубку к височной кости. Глухие часто танцуют под музыку – звук проникает в их внутреннее ухо через пол и кости скелета. Вот такими извилистыми путями доходят звуки до слухового нерва человека, но «музыкальный слух» при этом остается.
Человеческий голос имеет весьма узкие границы частот колебаний: от 64 Гц – самая низкая басовая нота до 1 300 Гц – верхняя сопрановая нота. Рояль обеспечивает куда более широкие пределы: от 27,5 – нижняя «ля», до 4 096 Гц – верхнее «до». Но даже при одинаковой частоте звук голоса певца, например, отличается от звука голоса певицы, а они, в свою очередь, отличаются от звука кларнета, скрипки, рояля и т. д. В чем же дело, откуда это отличие?

Рис. 112. Звуки: а – «чистый»; б – «сложный»

«Окраска» голоса, своеобразие звука характеризуются тембром. «Чистый» тон графически изображается синусоидой, как и положено гармоническим колебаниям (рис. 112, а), а звук, например, трубы дает тоже периодический, но сложный по форме график (рис. 112, б). Как же получается такой звук?

Рис. 113. Сложный звук (а) как сумма основного тона (б) и обертонов (в и г)

При помощи специальных анализаторов звука было установлено, что всякий сложный музыкальный звук состоит из ряда простых, или чистых, тонов, частоты колебаний которых относятся как 1: 2: 3: 4 и т. д. Наиболее низкий звук называется основным, а все остальные, более высокие (вдвое, втрое, вчетверо и т. д.), тона называются высшими тонами, или обертонами. Так вот, сложение всех этих тонов дает сложный тон того или иного музыкального инструмента. Например, скрипка дает сложный тон, изображенный графиком а на рис. 113, основной тон – графиком б; видно, что частота та же, что и у сложного тона; на графиках в и г представлены два основных обертона скрипки. А сумма звуков по графикам б, в и г дает сложный тон по графику а. Шум отличается от музыкальных звуков тем, что он не имеет определенной частоты колебаний, а следовательно, и высоты тона.
Вот от чего, оказывается, зависит своеобразие, прелесть и красота звуков различных голосов и музыкальных инструментов.
Духовые инструменты (труба, саксофон, кларнет) издают достаточно громкие звуки, вызываемые колебанием столба воздуха в инструменте. Чем этот столб длиннее, тем звук ниже. Самый большой духовой инструмент – орган. Воздух для его звучания подается в трубы от специального насоса. Число труб в органе может достигать десятков тысяч, а мощь его звучания будет равносильной десяткам духовых оркестров.

Рис. 114. Резонаторы усиливают звук камертонов

Духовые инструменты для повышения громкости звучания снабжаются раструбом-рупором – этакой воронкой для усиления звука. У струнных инструментов роль рупора выполняет резонатор. Резонатор – это емкость или ящик с воздухом, наименьшая длина которого равна четверти длины звуковой волны, которую хотят усилить (рис. 114). Допустим, при частоте 330 Гц длина волны равна скорости звука в воздухе 330 м/с, деленной на частоту в герцах, или 1 м. Следовательно, минимальная длина ящика резонатора должна быть 0,25 м. В струнных инструментах (скрипках, гитарах, роялях) резонаторы сложной формы, так как усиливать они должны звуки различной частоты. Резонаторы имеются и у живых существ. Лягушки, например, раздувают пузыри – ушные или зобные – для усиления кваканья. У человека есть рот и гортань, выполняющие роль резонатора и рупора. Для пения каждого звука необходимо особое положение губ, языка и формы резонатора полости во рту. Резонанс сильных колебаний может даже разрушить резонатор.
Ветер или солдаты, шагающие в ногу, могут разрушить мост, если собственная его частота совпадает с возмущающей силой, что вызывает резонанс. Такие случаи бывали. Например, в 1940 г. обрушился мост Тэйкома в США от автоколебаний, вызванных ветром. Проходя по мостам, солдаты получают приказ идти не в ногу, чтобы не вызвать его резонанс.
Говорят, Шаляпин мог запеть так, что лопались плафоны в люстрах. Это не легенда. Допустим, мы знаем частоту собственных колебаний стеклянного сосуда, например стакана. Это можно установить по высоте тона звона этого стакана после легкого щелчка по нему. И если мы громко запоем эту ноту близ стакана, то, как Шаляпин, сможем расколоть стакан своим пением. Только петь надо так же громко, как Шаляпин.
Есть еще интересный опыт по резонансу в музыкальных инструментах, например в фортепиано. Откройте фортепиано, нажмите на правую педаль, освободив струны, и пропойте какую-нибудь ноту в его полость. Когда вы закончите петь, вы услышите, что фортепиано «подпевает» вам своими струнами.
Или если связать толстой металлической проволокой два фортепиано в разных комнатах и играть на одном из них, то второе (с нажатой педалью!) будет играть ту же мелодию само собой, без пианиста.
Вот как возникают звуки – музыкальные и не очень. Но звук не вечен – возник и пропал. Можно ли его сохранить «впрок», записать? И как это сделать? Сейчас существует множество звукозаписывающих устройств и аппаратов, в основном электронных. Но впервые звук был записан механическим способом.
Возможность записывать звуки и затем воспроизводить их была открыта еще в 1877 г. великим американским изобретателем Т. А. Эдисоном (1847-1931). Звукозапись быстро вошла в нашу жизнь. Благодаря возможности записывать и воспроизводить звуки появилось звуковое кино. Запись музыкальных произведений, докладов, рассказов и даже целых пьес на граммофонные или патефонные пластинки стала массовой формой звукозаписи.

Рис. 115. Схема механической записи звука:

1 – тонкая упругая пластинка; 2 – рупор; 3 – вращающийся диск; 4 – резец

На рис. 115 дана упрощенная схема механического звукозаписывающего устройства. Звуковые волны от источника (певца, оркестра и т. д.) попадают в рупор 2, в котором закреплена тонкая упругая пластинка 1, называемая мембраной. Под действием этих волн мембрана колеблется. Колебания мембраны передаются связанному с ней резцу 4, острие которого чертит при этом на вращающемся диске 3 звуковую бороздку. Звуковая бороздка закручивается по спирали от края диска к его центру. На рисунке внизу показан вид звуковых бороздок на пластинке (через лупу бороздки видны совершенно отчетливо).
Диск, на котором производится звукозапись, изготовляется из специального мягкого материала; обычно это восковой сплав, состоящий из ряда минеральных, растительных и животных восков, а также других органических веществ. С этого воскового диска снимают гальванопластическим способом медную копию (клише), с которой затем делают оттиски на дисках, изготовленных из особых материалов. Так получаются граммофонные пластинки.
При воспроизведении звука граммофонную пластинку ставят под иглу, связанную с мембраной граммофона, и приводят ее во вращение. Двигаясь по волнистой бороздке пластинки, конец иглы колеблется, вместе с ним и мембрана, причем эти колебания довольно точно воспроизводят записанный звук.
Магнитная запись звука сменила механическую, и казалось, к ней нет возврата. Но этот возврат состоялся, правда, уже на новом уровне. Вместо иглы звуки на диске записывает луч лазера. Диск получается намного компактнее, прочнее, качество записи выше.
Действительно, новое – это хорошо забытое старое; техника, как и многое другое, развивается «по спирали». Старое повторяется, но уже на новом уровне!

Звуковые курьезы

Теперь, когда мы знаем, как извлекаются и записываются звуки, поговорим, в каких помещениях это лучше всего делать. Ведь концертные залы и театры бывают как с хорошей, так и с плохой акустикой. В одних помещениях игра музыкальных инструментов и голоса певцов слышны и различимы даже на большом расстоянии, а в других и вблизи сливаются. Вот что писал об акустике помещений знаменитый американский физик Р. Вуд (тот самый, который построил инфразвуковую трубу):
«Любой звук, произведенный в здании, довольно долго раздается по окончании звучания источника; вследствие многократных отражений он несколько раз обходит кругом здания, а тем временем раздаются другие звуки, и слушатель часто не в состоянии уловить их в надлежащем порядке и в них разобраться. Так, например, если звук длится 3 секунды, и оратор говорит со скоростью 3 слога в секунду, то звуковые волны, соответствующие 9 слогам, будут двигаться по комнате все вместе и создадут полную неразбериху и шум, из-за которого слушатель не сможет понимать оратора.
Оказавшемуся в таких условиях оратору остается говорить очень разборчиво и не слишком громко. Но обычно ораторы как раз наоборот стараются говорить громко и этим только усиливают шум».
Помещения с гладкими стенками, полом и потолком обладают свойством очень хорошо отражать звуковые волны. В таком помещении благодаря набеганию предшествующих звуковых волн на последующие получается перемешивание звуков, образуется гул: звук в помещении не сразу исчезает вместе с прекращением действия его источника.
Акустика помещения характеризуется так называемым временем реверберации – временем угасания звука до неслышимого предела. Реверберация зависит, с одной стороны, от объема помещения, а с другой – от его формы и материала стен, потолка и пола.
Помещения с мягкой обивкой стен, коврами, драпировками, мягкой мебелью, а также наполненные людьми слабее отражают звуковые волны; в значительной степени звуки поглощаются мягкой средой, а потому и реверберация их гораздо меньше.
Но слишком уменьшать реверберацию тоже не стоит, так как звуки тогда быстро гаснут и не имеют достаточной громкости и яркости. Певцы и музыканты знают, как трудно петь и играть в небольших комнатах, переполненных мягкой мебелью, драпировками, коврами.
В одном из лучших в акустическом отношении зале – в Колонном зале Дома союзов в Москве – время реверберации около 1,75 секунды, когда он наполнен публикой, и около 4 секунд – в пустом.
Немалую роль в акустике помещений играет интерференция звука, о которой мы еще поговорим.
Отражение звука мы все хорошо знаем по слову «эхо». Эхо – это возвращение отраженных звуковых волн назад к источнику звука. Иногда отражение происходит несколько раз, тогда эхо становится многократным. Есть эхо, повторяющее выстрел 40-50 раз, а громкое слово – примерно 30 раз. В России имеется много мест, где слышно эхо. Если есть равнина, окруженная лесом, значит, с большой вероятностью есть и эхо. Стоит громко крикнуть или хлопнуть в ладоши на поляне, как звук, отразившись от кромки леса, вернется назад. В горах это встречается реже, зато бывает разнообразнее. На рис. 116 показана схема возникновения эха в случаях, когда препятствие выше источника звука, а на рис. 117 – на одном уровне и даже ниже его. Штриховыми линиями показан ход падающих и отраженных звуковых волн. Видно, что во втором случае эхо гораздо вероятнее.

Рис. 116. Когда источник звука ниже препятствия, эха может не быть

Рис. 117. Для «хорошего» эха, самому нужно находиться не ниже препятствия

Чтобы самому найти эхо, не надо слишком приближаться к препятствию, иначе прямой и отраженный звуки просто сольются и продлят друг друга (это и называется реверберацией). Если мы находимся на расстоянии 160-170 м от препятствия, то эхо вернется через секунду. Лучше всего эхо отзывается на хлопанье в ладоши. Годятся и резко произнесенные слова, особенно высоким женским или детским голосом.
Таким образом, лес, высокий забор, гора, дом, другие преграды, отражающие эхо, являются самыми настоящими «зеркалами» для звука. Ибо они отражают звук совсем как зеркало свет. А если это зеркало вогнутое, как рефлектор, тогда как? Неужели звук, как и свет, сойдется в фокусе? Да, это так и произойдет; этим свойством звука пользовались, например, строители средневековых замков, где часто устраивали так называемые «звуковые зеркала» – вогнутые потолки или стены наподобие световых рефлекторов. В фокусах таких зеркал помещались «говорящие» статуи. «Звуковые зеркала» усиливают любые звуки, и посетителям кажется, что статуи разговаривают. Иногда в стенах устраивают полости – трубы, которые дают возможность услышать шепот в противоположном конце зала, – где звук усиливается звуковым зеркалом. На старинном рисунке (книга 1560 г. издания) показаны некоторые из этих хитростей – «звуковые зеркала», трубы, «говорящие статуи» (рис. 118).

Рис. 118. Звуковые курьезы и хитрости в древнем замке

В Новоафонском Пантелеймоновском монастыре автор сам наблюдал, как шепот передавался к противоположной стене огромного зала с выпуклым потолком – звуковым зеркалом. Вот такие «подслушивающие» устройства были уже тогда, когда не существовало электроники.
Отражение звуковых волн используется в простейших устройствах для усиления звука – рупорах (рис. 119). Как мы знаем, рупоры есть и на духовых инструментах, были и на граммофонах (портативные граммофоны иногда назывались патефонами – от фирмы Патэ, их производившей). Отражаясь от стенок рупора, звук усиливается в направлении от узкой части рупора к широкой.

Рис. 119. Звук, отражаясь от стенок рупора, усиливается

В принципе существуют и звуковые линзы, преломляющие звук. Рассуждая так, по аналогии со светом мы можем построить и звуковой микроскоп, и звуковой телескоп… Но звуковые линзы – надутые оболочки, мячи, подушки и т. д. – слишком грубы, чтобы служить приборами.
Очень интересное явление, которое свойственно всем волновым процессам, называется интерференцией. Если звуки одинаковых частот, изображенные на рис. 120 синусоидами – сплошной и штриховой, наложить друг на друга, то амплитуда суммарных колебаний может как удвоиться (рис. 120, а), так и стать равной нулю (рис. 120, б): звук исчезнет. Все зависит от того, складываются ли звуки без разности по фазе или в противофазе.

Рис. 120. Сложение звуков одинаковых частот: а – в одной фазе; б – в противофазе

Как-то не верится, что если сложить звуки двух ревущих авиадвигателей, то можем получить абсолютную тишину. Что ж, проверим. Только для этого нам не придется идти на аэродром и просить там пилотов запустить двигатели у самолетов. Возьмем две телефонные трубки и запитаем их током от одного источника частотой около 1 000 Гц. Трубки будут гудеть одинаковым тоном, которой должен быть достаточным по громкости. Расположим эти трубки на расстоянии 1,5 м друг от друга. Станем на расстоянии 5 – 6 м от трубок, зажмем одно ухо пальцем и, медленно перемещая голову, обнаружим в пространстве зоны, где трубки ревут с удвоенной громкостью и где они почти замолкают. Расстояние между этими зонами около 1 м. Своими перемещениями уха мы нашли как такую точку, где звуки были в одной фазе и сложились по громкости, так и такую, где они оказались в противофазе и исчезли. Конечно, для реального «аннулирования» рева двигателей наши действия должны быть посложнее.
И еще один интересный эффект, связанный со звуком, как впрочем и со светом как явлением волновым.
Не надо, наверное, обладать музыкальным слухом, чтобы заметить, как изменяется тон, высота звука, гудка локомотива, когда встречный поезд проносится мимо вас. Пока оба поезда сближаются, тон был намного выше, чем после встречи, когда поезда начали удаляться друг от друга. Отчего же это происходит?
Гудок встречного локомотива издает все время один и тот же звук вполне определенной частоты. Но ухо воспринимает различное число колебаний в секунду, в зависимости от того, двигаетесь ли вы навстречу гудку или удаляетесь от него. Двигаясь навстречу, вы за секунду улавливаете больше колебаний, так как источник звука сам движется вам навстречу. Звук кажется вам выше.
И все происходит наоборот, если вы удаляетесь от источника звука – тогда звук кажется вам ниже по тону. Такой эффект кажущегося изменения частоты называется эффектом Доплера, по имени австрийского физика К. Доплера (1803-1853).
Известно, что изменение частоты у световых волн приводит к изменению цвета – чем выше частота, тем ближе к фиолетовому и дальше от красного будет цвет. Стало быть, при движении навстречу источнику света красный цвет изменится на желтый, а возможно, на зеленый, синий и фиолетовый.
Этого вопроса мы еще коснемся, когда будем говорить о свете и цвете. Просто автор, забегая вперед, упомянул об эффекте Доплера касательно света для того, чтобы рассказать об анекдотичном случае, происшедшем с уже известным нам Робертом Вудом.
Однажды полицейский остановил автомобиль Вуда за езду на красный свет светофора. Вуд же, пытаясь оправдаться, рассказал полицейскому, что при движении навстречу источнику красного цвета из-за эффекта Доплера этот цвет вполне мог показаться ему зеленым. Но полицейский все-таки оштрафовал Вуда, не за езду на красный свет, а… за превышение дозволенной скорости. Еще бы – для того, чтобы принять красный свет за зеленый, Вуд на своем автомобиле должен был мчаться навстречу светофору с фантастической скоростью в 135 млн км/ч!
Но шутка-шуткой, а ведь именно эффект Доплера позволил ученым на основании наблюдаемого «красного смещения» сделать вывод о расширении Вселенной и о том, что когда-то она была сжата «в точку».

О чем спорили Исаак Ньютон с Христианом Гюйгенсом?

А заспорили они о том, что же такое свет? Древние ученые очень уж мистически его представляли себе. Считалось, что из глаз человека, животных и других существ выходят особые тонкие щупальца и при ощупывании ими предметов глаз их видит. Ну до этого только ученые и могли додуматься! Во-первых, как быть с «ощупыванием» далеких и горячих предметов? Как этим щупальцам дотянуться, например, до Солнца? Да и сгорят они там, из чего бы ни были сделаны.
Или если покажут что-нибудь интересненькое, то каждый свои щупальца туда и потянет. Перепутаются они там, да и мест для ощупывания на этом «интересненьком» не хватит, если смотрит на это много народа.
Более правдоподобную гипотезу о природе света выдвинул 2 500 лет назад греческий математик Пифагор (тот, чьи «штаны во все стороны равны»). Он считал, что каждый предмет постоянно испускает во все стороны потоки мелких частиц, которые, попадая в глаза, вызывают ощущения либо света, либо очертаний предметов.
Но по-настоящему научный спор возник в XVII в. между так называемой корпускулярной и волновой теориями природы света. Первая связана с именем Исаака Ньютона, а вторая – Христиана Гюйгенса.
Ньютон придерживался так называемой корпускулярной теории света, согласно которой свет – это поток частиц (или по латыни «корпускул»), идущих от источника света во все стороны. Почти как в хорошо забытой теории Пифагора. Ясно, что это связано с переносом вещества, т. е. частиц, которые, как пули из пулемета, постоянно разлетаются от светящегося предмета, и если на их пути попадается глаз, то последний ощущает эти частицы как свет.
Согласно же представлениям Гюйгенса свет – это поток волн, распределяющихся в неведомой, гипотетической среде – эфире (не путать с сильно пахнущей легкой жидкостью, которую используют для наркоза!), заполняющем все и вся вокруг. Этот эфир проникает и внутрь предметов – воздуха, стекла, воды, и, уж безусловно, он заполняет все громадное космическое пространство между звездами, планетами и прочими небесными телами. Ибо свет идет и в воздухе, и в прозрачных телах, и в космическом пространстве. Представить себе волны без упругой среды, в которой эти волны могли бы распространяться в виде механических колебаний, Гюйгенс в то время, конечно же, не мог.
Такое действие, когда само вещество не переносится, а изменяется состояние среды между телами (того же эфира), и называют в науке волновым процессом.
Обе эти теории или гипотезы существовали параллельно, и ни одна из них не могла одержать решающей победы. Ситуация, как говорят, была патовая. Известные в то время из опыта законы распространения света с бо2льшим или меньшим успехом объяснялись обеими теориями.


Вторая ступенька – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Игра «В лесу»

Дети по очереди называют имя водящего (водящий стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (Ау!), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры в том, что водящий произносит (Ау!), то тихо, то громко, а дети определяют, далеко или близко он находится.

Затем каждый ребенок по очереди произносит (Ау!), то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет педагог:

«Далеко ушел в лес»

«близко зовет, от самой опушки».

Игра «Кто сказал, мяу?»

(Игрушечный котенок показывается детям, педагог просит запомнить, послушать внимательно, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети определяют, близко или далеко мяукает котенок

Затем сами дети мяукают по сигналу педагога: «близко», «далеко».


  • Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха.

  • Каждый ребенок по очереди мяукают, изображая страх, а водящий отгадывает. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо), или близко (громко);

  • Какая дудочка играет, большая (у-у-у) – произносится низким голосом) или маленькая (у-у-у) – высоким голосом.

  • Кто плачет? – мальчик (а-а-а) – низким голосом, или девочка (а-а-а) – высоким голосом и т.д.
Игра «Кто, позвал?»

Дети встают в круг, водящий в центре круга. Кто-то из детей называет его имя, водящий узнает по голосу, кто его позвал, и подходит к нему.

Игра «Три медведя»

Перед детьми выставляются три медведя – большой, средний и маленький. Затем рассказывается детям сказка «Три медведя» - в сокращенном варианте.

Произносятся соответствующие реплики то:

Дети угадывают медведей.

Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Кто брал мою ложку и сдвинул ее с места?

Кто трогал мою чашку и ел из нее суп?

Кто ложился на мою постель и помял ее? И т.д.

Перед детьми выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детенышей:

Коровы и теленка (му-му);

Козы и козленка (бе-бе);

Свиньи и поросенка (хрю-хрю);

Гуся и гусенка (га-га);

Кошки и котенка (мяу-мяу) и т д

Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Дети, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находят и поднимают соответствующую картинку
(например, коровы или теленка).

Третья ступенька – дифференциация слов близких по звуковому составу.

Игра "Правильно-неправильно".

Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон".

Затем объясняет:

"Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д.

(вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные).

Затем педагог показывает чистый лист бумаги и называет:

Бумага – пумага –тумага – пумака – бумака – гумага – бумага

Усложнение этой игры состоит в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала предлагают поднять красный кружок, если услышишь неверное слово, зеленый, если слово произнесено верно и т.д.

Игра "Слушай и запоминай" .

Перед детьми выкладываются картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

Рак, лак, мак, бак

Дом, ком, лом, сом

Коза, коса

Лужи, лыжи

Мишка, мышка, миска и т.д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра "Доскажи словечко" .

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда
Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)

Четвертая ступенька – дифференциация слогов.

К четвертой ступени дети уже подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

Игра «Четвертый лишний»

Педагог произносит несколько слогов, например:

На-на-на-па

Дети определяют, что здесь лишнее (па).

Затем слоговые ряды усложняются:

На-но-на ма-ма-мо-ма

КА-ка-га-ка ти-ки-ти-ти

Па-ба-па-па ва-ва-ву-ва

Игра "Одинаковые или разные" .

Педагог вызывает водящего и говорит ему на ушко слог (например, па). Ребенок вслух повторяет его. Затем педагог называет тот же самый слог или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Ребенок (па) – педагог (па)

Ребенок (па) – педагог (ба)

Ребенок (ка) – педагог (га) и т.д.

После того, как водящий и педагог произнесут определенный слог, дети указывают, одинаковые они или разные.

Для того, чтобы педагог мог контролировать каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красную фишку, на разные – сидеть молча.

Первый слог всегда называет педагог. А то, что он делает это шепотом, - повышает интерес детей к заданию!

Чистоговорки.

Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Пятая ступенька – дифференциация звуков.

На этом этапе дети учатся различать фонемы (звуки родного языка).

Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра «Угадай-ка»

Педагог раздает детям картинки с изображением волка, девочки, птички, и объясняет:

Волк воет – у-у-у

Девочка плачет –а-а-а

Педагог произносит звук кратко;

Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов и объясняет:

Красный кружок соответствует звуку (а), желтый (у), зеленый (и)

В ряд гласных А, У, И включают другие звуки, например, О, Ы, Э на которые дети должны реагировать.

Аналогично учимся различать согласные звуки.

Игра "Звук заблудился".

Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла Доски на гору везем,
По дороге вдоль села. Будем строить новый ком (дом).

Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Шестая ступенька – формирование навыков элементарного звукового анализа.

Необходимо начать работу с того, что научить детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова.

Игра «Отхлопай свое имя»

Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять ударный слог. Выбираем водящего, спрашиваем его:

Как тебя зовут?

Твое имя можно прохлопать вот так: Ма-ша. И т.д.

Игра «Позовем слово»

Учим детей определять ударный слог в слове. Перед детьми на столах лежат картинки. Каждый называет свое слово, например:

У меня «Машина».

Давайте позовем это слово: ма-ши-на.

Игра "Сколько звуков?"

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа).


  • Детям раздаются по несколько – одноцветных кружков или палочек. Педагог произносит один, два или три гласных звука, например:
А, ау, иау и т.д. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес педагог.

  • У детей на столах лежат по три кружка. Уславливаемся, что красный кружок обозначает звук (а), желтый (у), зеленый (и). Затем педагог произносит сочетание из этих звуков, сначала по два звука – ау, уа, уи, аи… Затем по три звука – ауи, иау, аиу…..
Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке. Дети должны отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышали.

Игра «Последний звук, отзовись!»

(сначала учим детей определять в слове последний звук – глухие, взрывные, согласные легче всего даются детям)

Дети по одному выходят к столу педагога и вынимают из конверта картинки (подобраны заранее). Громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем повторяет этот звук отдельно. Могут быть следующие картинки: кот, мак, лук, паук, веник и т.д.

Эту игру можно варьировать, постепенно усложняя задание, например:


  • Дети раскладывают на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук (т), а в другой – на звук (к).

  • Педагог показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, например:
Тан…, пау…, вени…., потоло… и т д.

Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил педагог.


  • Ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.
Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).

На арену вышли...игры (тигры),
Мы от страха все притихли.

Консультация для воспитателей на тему:

«Онтогенетические особенности развития

фонематического слуха»

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано.

На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить.

К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней.

К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.

Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска ).

К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, соноры, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

В работе по формированию фонематических процессов можно

выделить следующие этапы:

1 этап узнавание неречевых звуков. Например, «Угадай, что звучит». Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например, металлическая коробка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается игра с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются третий и четвертый варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит.

2 этап различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произнося короткое АУ.

3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию.

Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.

4 этап – дифференцирование слогов.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками: та-то-ту, ты-та-то, му-мы-ма, мо-ма-мы и т.д.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па, ка-на-па, фа-ха-ка, ба-да-та и т.д.

5 этап – дифференциация фонем.

Игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук …» Взрослый называет и многократно повторяет например, гласный звук А, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладошки). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произноси звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Р и т.д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

Повторение сочетания гласных звуков

по два по три по четыре

АО АИУ АОУИ

УА ИАО ИОУА

АИ УИА ИЫОУ

И т.д. и т.д. и т.д.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Консультация для воспитателей